Использование дистанционных образовательных технологий в обучении. Дистанционные образовательные технологии Виды дистанционных образовательных технологий

ООО «Столичный учебный центр»

Реферат по дисциплине:

«Информационные технологии в управлении образовательной организацией»

По теме:

« Дистанционные технологии в образовании »

Исполнитель:

Рогоза Роман Валентинович

ФИО

Москва 20 18 год

Содержание

Введение………………………………………………………………….….……3

1.Что такое дистанционные образовательные технологии?............…….….….5

2.Классификация дистанционных образовательных технологий…...…....…...6

3. Модели реализации дистанционных образовательных технологий.……..9

4.Отличительные особенности и преимущества ДОТ…………....……..….…11

Заключение………………………………………………………………………14

Литература………………………………………………………………...……..15

Введение

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться также и в среднем образовании.

Несколько в стороне от использования ДОТ находятся пока школы. Это во многом связано с тем, что, во-первых, учителя не готовы к использованию этих технологий, во-вторых, не разработана методическая база ДОТ (т.е. нет готовых материалов, которые можно использовать), в-третьих, учащиеся также не вполне готовы к переходу на использование ДОТ, так как не имеют сформированных навыков самостоятельной работы.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

В последнее время все более широко в школах, и в нашей школе в том числе, в 10-11 классах получает распространение обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая так давно, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией - это одна из главных целей современного образования.

Завершить введение хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

Что такое дистанционные образовательные технологии?

    • законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 (статья 32) дается следующее определение «под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

использовании дистанционных образовательных технологий» подчеркивается, что целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2005

803 отмечается, что постепенно удельный вес численности выпускников

учреждений образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения»:

1 этап : 2006 год – 5 % , 2007 год – 5 %

2 этап: 2008 год 7 % , 2009 год 10 %

3 этап: 2010 год 20 %

Основными дистанционными образовательными технологиями являются :

    кейсовая технология,

    интернет-технология,

    телекоммуникационная технология.

Допускается сочетание основных видов технологий.

Классификация дистанционных образовательных технологий

Комплексные кейс-технологии

Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

Полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;

Существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;

Существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:

Программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

Обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

Лабораторные практикумы;

Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Эта система содержит следующие инструменты:

Доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;

Чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;

Внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;

Инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.

Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

Оперативное лекционное тестирование;

Индивидуальный компьютерный тренинг;

Модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;

Письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Модели реализации дистанционных образовательных технологий

В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.

Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:

Унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;

Унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.

Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные:

    Первая модель – обучение по типу экстерната .

Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.

    Вторая модель – обучение на базе университета .

В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии.

    Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.

Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам . Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

    Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами

    Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.

Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).

    Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.

Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.

Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:

Единичная модель;

Двойная модель;

Смешанная модель;

Консорциум;

Франчайзинг;

Модель удаленных аудиторий.

Отличительные особенности и преимущества ДОТ

Из общего многообразия образовательных технологий ДОТ имеют ряд особых характеристик, таких как:

1) разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве;

2) освоение обучаемым образовательных программ по месту жительства при доминанте самостоятельной работы, с периодическими встречами группы обучающихся;

3) широкое использование обзорного обучения, реализуемого посредством обзорных лекций, помогающее обучающемуся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности;

4) использование модульного принципа, предполагающего разделение учебного предмета на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения;

5) управление самостоятельной работой обучаемого средствами образовательного учреждения, ведущего дистанционное обучение, посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля;

6) обязательное применение коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового и интерактивного взаимодействия субъектов обучения и решения административных задач;

7) создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-курсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.

Преимущества ДОТ состоят в следующем:

    обучение в удобное время и в удобном месте;

    индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья);

    создание образовательной среды позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;

    электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;

    консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;

    наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.

Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных предметов при использовании ДОТ, являются учебно-методические комплексы (далее УМК). Назначение УМК – обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.

УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы в электронном виде и на бумажных носителях (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137:

    программу предмета;

    учебники;

    вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций и аудио-лекций;

    информационные и методические материалы по коллективным тренингам;

    обучающие компьютерные программы;

    лабораторные работы;

    тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга – от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;

    базы вопросов промежуточной аттестации – от 100 до 350 вопросов по дисциплине;

    методические материалы для учителей;

    тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы – справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);

    методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (печатные материалы и на электронных носителях).

Заключение

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения.

На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование - не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю роль играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей сторон.

Литература

1.Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России / Д.А.Богданова // Информатика и образование. – 1996. – №3. с. 94-99.

2. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения // Система обеспечения качества в ДО. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. – Вып.4. – с. 144-148.

3. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.

4. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.

5. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО// Дистанционное образование. - 2000. - №1. – с. 25-29.

6. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. – с. 37-43.

7. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения [Текст] / Э.Г. Скибицкий // Дистанционное образование. – 2000. -
8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2009. 192 с. 9.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с. 10.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. 6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…”
В наше время дистанционное обучение проводится чаще всего при использовании Интернета, все реже используется почтовая система. Педагог (тьютор) проводит обучение в так называемом виртуальном классе, в который студент может заходить, когда ему этого хочется или удобно. Как правило, чтобы попасть в подобный виртуальный класс, студенту необходимо получить логин и пароль, которые выдаются после зачисления на обучение.
Преимущества дистанционного обучения:

  • Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
  • Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
  • Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
  • Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность - дистанционные курсы, в основе которых лежат новые технологии обучения "не вписываются" в структуру и программы традиционного обучения. При сочетании подобных традиционных и инновационных курсов их разработчикам приходится изменять действующие программы, проводить дополнительное обучение преподавателей и т.д.

Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения.

Обучение в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

  • обучение в коллективе,
  • обучение в малых группах.

Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

  • Учащийся гораздо лучше учится если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
  • От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
  • В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Работа в группах. Преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание (по электронной почте, вывешивая информацию на сайте и т.п.). В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, студенты должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько под заданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).

Дальнейшая работа строится по следующему плану:

1. Общение экспертов. Студенты, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.

2. Поиск и анализ информации. На этом этапе студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе - как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал с тем, чтобы это позволило им достичь "экспертного" уровня в этой области.

3. Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу (или третьему лицу, например, приглашенному "независимому" эксперту), подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Общий сбор группы. Каждый из экспертов "возвращается" в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что за минимальное время он должен научить своих однокурсников тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к семинару. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения студентов в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций).

5. Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.).

Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих учащихся построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны учащимся. При этом, учащиеся должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности "свое лицо", сохраняет свою индивидуальность.

Метод проектов. Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы, экспертам или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный;
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта.

Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • проведение сбора данных;
  • анализ полученных данных;
  • оформление конечных результатов;
  • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, презентаций и пр.).

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельность.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;
  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • предлагается совместное творческое создание, какая-то разработка, практическая (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы и т.п.);
  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные игры, состязания.

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов. При этом главными типологическими признаками являются следующие:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.
2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
3. Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4. Количество участников проекта.
5. Продолжительность проекта.

Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный;

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

5. Работа над проектом;

6. Подведение итогов, оформление результатов;

7. Презентация проекта.

В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как "мозговой штурм".

При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны:

  • индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта),
  • парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,
  • групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием электронной почты, в виде телеконференций или Web-квестов. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Технологии проблемного обучения. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес. Если проблема правильно сформулирована, то она будет выполнять функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации и тем самым обеспечивающего эффективность деятельности, связанной с ее решением.

В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению проблем. Образовательный процесс строится вокруг учащегося, вся работа организуется в малых группах. Роль учителя сводится к наблюдению, поддержке - не более. Эти проблемы будят любознательность студентов и способствуют тому, что учащиеся самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний. Студенты начинают мыслить критически и аналитически, учатся искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые им для решения стоящей проблемы.

Проблемы, которые ставят перед учащимися, ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала, учащиеся достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой.

Очень тесно связано с исследовательским методом, базируется на обучении в сотрудничестве. Широко используется в различных дисциплинах, но ярче всего в естественнонаучных.

Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.

Исследовательский метод. Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.

При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.

2. Выявление и формулирование общей проблемы.

Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу - формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез.

Учащиеся с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах (по 3-4 учащихся). Учащиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.

5. Сбор данных.

На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных. Также определяются способы оформления результатов (научная статья в газету, журнал, сетевую конференцию, видеофильм, презентация в Интернет и пр.).

6. Обсуждение полученных данных.

Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:

  • письмо-отчет на сетевой конференции;
  • чат;
  • Веб-страницы по теме;
  • аргументация;
  • ролевые игры, пр.

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию.

7. Проверка гипотез.

Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов.

Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.

9. Применение заключений, выводов.

Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).

Индивидуальное и дифференцированное обучение. Личностно-ориентированная педагогика ставит задачу выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся. В настоящее время в образовании все чаще обращаются к индивидуальному обучению, в том числе и при дистанционном обучении. Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.

В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности. Поэтому по уровням подготовки обучаемых в ряде случаев предусматриваются, например, уровни А, В и С.

При дистанционном обучении проблема дифференциации приобретает свою актуальность значительно в большей мере, чем при очном обучении, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого учащегося и формирует группы сотрудничества.

Модульное обучение. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест.

Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Эта технология делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение на поток.

Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о своей успеваемости.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии знаний и умений, а также их оценки - дело очень трудоемкое.

Модульные программы обучения формируются как совокупность модулей. При определении общей оценки по курсу результаты рейтинга входят в нее с соответствующими весовыми коэффициентами, устанавливаемыми авторами-преподавателями курса.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

При проведении итогового контроля вопросы экзамена должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем учащиеся должны заранее знать эти экзаменационные вопросы.

Игровые технологии. Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. В условиях дистанционного обучения игровые технологии способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды виртуального общения. При этом игровой средой становится Интернет, что диктует свои законы дидактической реализации этой технологии обучения.

С одной стороны игры могут успешно использоваться на начальных этапах обучения, когда учащиеся будущих виртуальных учебных групп знакомятся друг с другом. И в этом случае игры могут успешно сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию навыков коммуникации. С другой стороны, игры могут использоваться и непосредственно в процессе обучения.

В методике выделяются следующие виды педагогических игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
  • познавательные, воспитательные, развивающие,
  • репродуктивные, продуктивные, творческие,
  • коммуникативные, диагностичские, профориентационные, психотехнические и т.д.

По характеру игровой методики выделяют= предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры v драматизации.

Более подробно о некоторых видах игр:

  • Имитационные игры.
    Имитируется деятельность какой-то организации, предприятия фирмы. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры содержит сюжет, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
  • Операционные игры
    Помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой). Игры проводятся в условиях, имитирующих реальные.
  • Исполнение ролей
    Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модель - пьеса со сценарием, между участниками распределяются роли.

В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:

  • Роли, взятие на себя учащимися,
  • Игровые действия как средство реализации этих ролей,
  • Игровые средства, замещающие реальные вещи,
  • Реальные отношения между играющими,
  • Сюжет (содержание) игры.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Метод "мозгового штурма"

Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Для того чтобы она была успешной учащиеся осваивают ряд алгоритмов, приемов, технологий совместного принятия решений, выработки общей стратегии действий и решения возникающих проблем, поиска их решений, которые успешно используют в дальнейшем в ходе сетевых дискуссий, проектов и т.д.. При этом иногда может возникнуть ситуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгенерировать новую идею в очень жесткие сроки. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой прием как "мозговой штурм" (по сложившейся традиции он называется методом, хотя с терминологической точки зрения это не совсем верно).

Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью Интернет (электронной почты, телеконференции, чата) партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания "мозгового штурма" участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики "доброжелательного наблюдателя". Так, если на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения, ему не следует их "поправлять". Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обоснованные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

"Мозговой штурм" как метод выработки большого количества идей за короткий промежуток времени наиболее эффективен при коллективном поиске решения проблем в группе, состоящей не более чем из двенадцати человек. Каждый член группы предлагает, как минимум, одну идую по решению проблемы. Идеи не подлежат оценке, дискуссии или критике. Оптимальная продолжительность мозгового штурма около 30 минут.
В условиях Интернет этот метод эффективен при проведении мультимедийных, аудио и видеоконференций и онлайновых чатов, то есть, в условиях интенсивного общения в режиме реального времени.

Основные этапы "мозгового штурма":

  • определение проблемы,
  • выбор генераторов идей и экспертов,
  • проведение обсуждения проблемы и запись выдвинутых идей,
  • обсуждение идей и ранжирование их по степени важности,
  • определение приоритетов и коллективный выбор наиболее ценной идеи.

Как обычно строится процесс выработки и обсуждения идей? После постановки проблемы ведущий ставит задачу - обменяться информацией, данными по поставленной проблеме. При этом, обмен информацией носит исключительно фактический и объективный характер, и в этот период участники стараются воздерживаться от оценок. Обменявшись информацией, участники "мозгового штурма" переходят к ее анализу. Теперь уже они имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Ведущий в это время регистрирует (записывает) все высказываемые оценочные мнения, не пытаясь преждевременно перейти к разрешению проблемы. Далее ведущий предлагает группе найти решение проблемы. Этот этап требует максимума воображения. Руководитель фиксирует предлагаемые решения. Предложенные решения группа сопоставляет с анализом, проведенным во время второй фазы. Отбрасываются одни из идей, объединяются другие, приводя группу к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников. При подведении итогов задается главный вопрос: разрешена ли проблемная ситуация (достигнута ли цель)? Также важно определить, всеми ли участниками "мозгового штурма" понятна ситуация, верно ли были выбраны подходы, критерии решения проблемы, а также удалось ли выработать рекомендации для практического действия.

Преимущества метода:

  • обеспечение равного участия каждому члену группы мозгового штурма в обсуждении проблемы и выдвижении идей,
  • одинаковая продуктивность на любой стадии процесса принятия решения,
  • возможность фиксации и постоянной записи всех выдвинутых идей,
  • благоприятные условия для возникновения эффекта "цепной реакции" идей.

Недостатки метода:

  • возможность доминирования одного или двух лидеров - наиболее активных участников группы,
  • вероятность "зацикливания" на однотипной идее,
  • необходимость требуемого уровня компетентности и наличия представителей различных специальностей в составе одной группы,
  • ограниченность времени на проведение

Интернет-ориентированные педагогические технологии

В данной главе перечислены некоторые технологии обучения, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде все чаще стали использоваться при дистанционном обучении.

1. Индивидуальное обучение

Индивидуальное наставничество . Сетевой ментор - профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми). Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощенно чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.

2. Парное обучение

Репетиция. Два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т.п.). Каждый из них подготовил свою собственную презентацию. Однако, перед ними ставится новая задача - "проиграть" друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке). При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее "проговаривают" весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи:

  • снимается страх публичного выступления;
  • повышается уверенность в собственных силах;
  • лучше запоминается материал;
  • заранее корректируются все неточности (что позволяет представить в дальнейшем выверенный вариант презентации, не содержащий ошибок);
  • учащиеся лишний раз тренируются в использовании сетевых ресурсов и технологий (например, при участии в видео конференции или чате).

Друзья по переписке. Ставшая уже "классической" форма общения учащихся по Интернету. Переписка по электронной почте, общение в чатах очень эффективны при изучении иностранных языков, для тренировки языковых умений и навыков и общением с носителями языка. Однако, многолетний опыт преподавателей, работающих с учащимися в Интернет показал, что просто переписка - без определенной темы и не контролируемая преподавателем не будет эффективной и, едва начавшись, может тут же прерваться. "Друзьям по переписке" должны быть поставлены конкретные задачи, их деятельность должна вписываться в определенный учебный курс и осуществляться по плану. Эта формы работы очень часто используется при обучении учащихся по проектной методике, в проектах по гуманитарным дисциплинам.

Совместная творческая работа. Этот прием также хорошо известен всем тем, кто работал с учащимися в рамках телекоммунникационных проектов. Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может подсказать преподаватель.

Рецензирование. Данная форма совместной работы учащихся предусматривает обмен рецензиями на работы друг друга. Преподаватель ставит перед двумя учащимися задачу: написать в качестве зачетной работы реферат, а затем, обменяться этими рефератами и написать на них рецензию. Когда работа будет выполнена, учащиеся пересылают по электронной почте свои работы и рецензии на них преподавателю, тот проверяет их и дает свои комментарии.

3 . Коллективное обучение

Диспут. Диспут - это публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем. Диспуты могут проводиться и с помощью асинхронной коммуникации (с помощью списков рассылки, форумов), так и в виде телеконференций в режиме реального времени.

Проведение диспута должно тщательно планироваться, а участники диспута еще до его проведения должны познакомиться с темой, изучить достаточное количество первоисточников, чтобы аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Далее диспут проводится либо в форме видеоконференции, что очень близко по способу организации к традиционному диспуту, либо в форме асинхронной конференции. В этом случае кто-либо из участников или преподаватель пишет вступление. Каждый учащийся (пара, группа учащихся) публикует свое выступление на конференции; затем идет аргументированное обсуждение, в котором ключевую роль, опять же, играет координатор. Продолжительность асинхронного диспута, как правило, не превышает двух недель.

Диспут можно объединить с ролевыми играми, индивидуальными или командными.

Доклад (презентация). Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения:

  • преподавателем (лектором, координатором и т.д.);
  • приглашенным экспертом;
  • учащимся;
  • группой учащихся.

При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, при дистанционном обучении все присутствующие находятся друг от друга на расстоянии, а сам доклад проводится в виде телеконференции в режиме реального времени.

Литература

  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
  1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.
  1. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2. - С. 40-42.
  1. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - N 1. - С. 53-61.
  1. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.

В настоящее время активно идет процесс модернизации отечественной образовательной системы. Он направлен на повышение качества педагогической деятельности, достижение новых целей, соответствующих современным условиям.

Актуальные проблемы системы

Необходимость в модернизации обуславливается тем, что образовательный процесс все меньше стал удовлетворять ожиданиям и потребностям общества. Существовавшая ранее педагогическая система, в течение многих десятилетий успешно готовившая высококвалифицированные кадры, сегодня не может обеспечить уровень, необходимый в современном мире. Переориентация на новые результаты предполагает значительные изменения структуры и содержания педагогического процесса.

В стандартах нового поколения особое внимание уделяется необходимости формирования у учащихся метаумений, т. е. общих навыков, востребованных в различных сферах. Главная образовательная задача для любого современного педагога - научить ребенка самостоятельно перерабатывать полученную информацию и развивать свои творческие таланты без посторонней помощи. Такой подход позволят подготовить детей к жизни в стремительно изменяющемся мире.

Электронные и дистанционные образовательные технологии

Достижение необходимых результатов, развитие мотивации требуют применения личностно ориентированного подхода. Современный педагог должен составлять индивидуальные обучающие программы, формировать для каждого ребенка конкретную траекторию. В таких условиях применение дистанционных образовательных технологий становится требованием времени.

Впервые на экспериментальном уровне дистанционное обучение началось в 1997 г. 30 мая этого года был издан Приказ Минобразования № 1050. В соответствии с ним началось внедрение новых образовательных технологий.

Определение

Дистанционные образовательные технологии - это методы и способы осуществления педагогической деятельности, предполагающие применение информационно-телекоммуникационных систем. Отличительной их чертой является то, что используются они при опосредованном (на расстоянии) либо не полностью опосредованном взаимодействии педагога и ребенка.

При реализации образовательных технологий дистанционного обучения основу процесса составляет контролируемая и целенаправленная самостоятельная работа обучающегося. Он может получать знания в любом удобном для него месте, по индивидуальному расписанию, при наличии комплекта специальных средств, согласовав возможность взаимодействия с педагогом.

Цели

Программы по дистанционным образовательным технологиям направлены на обеспечение доступности обучения для всех желающих вне зависимости от их места нахождения, состояния здоровья и социального статуса.

С помощью этих методов можно существенно разнообразить направления профильной подготовки, сформировать более четкую профориентацию.

Индивидуальные программы

В последнее время они получили широкое распространение. По мнению многих экспертов, традиционная классно-урочная система замедляет интеллектуальное развитие учащихся старших классов. 6-7 уроков в день, каждый из которых длится по 45 минут, на протяжении которых необходимо вникнуть в суть темы, не оставляют возможности для углубленного изучения дисциплин, серьезного исследования проблем, самостоятельного поиска и обработки информации. Между тем формирование навыков работы с данными - одна из ключевых задач современного образовательного процесса.

Все чаще врачи говорят об угрозах здоровью подрастающего поколения, о загруженности ребят. При этом значительный объем информационного материала, освоение которого не требует существенных интеллектуальных усилий, можно дать с помощью дистанционных образовательных технологий. Это могут быть разного рода тестирования, консультации и пр.

За счет частичной замены классно-урочной деятельности самостоятельными формами обучения можно разгрузить день ученика. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет создать условия для продуктивной творческой деятельности детей. При этом педагог получает возможность провести дополнительные консультации с теми учащимися, которым это необходимо.

Индивидуальные программы с применением дистанционных образовательных технологий особенно актуальны для лиц, испытывающих затруднения с посещением учебных заведений. Речь в первую очередь о детях с ограниченными возможностями здоровья и проживающих в отдаленных местностях.

Суть подхода

Как выше говорилось, дистанционные образовательные технологии - это эффективный инструмент реализации личностно ориентированных педагогических методов. При их применении осуществляется общение учеников и друг с другом, и с преподавателем. При этом их взаимоотношения должны принять форму сотрудничества, а не передачи знаний. В противном случае педагогическая система приобретает авторитарный характер.

Дистанционные образовательные технологии - это методы, ориентированные на нравственное и интеллектуальное развитие личности, творческого и критического мышления, формирование навыков работы с информацией. Они позволяют обеспечить обратную связь между педагогом и учеником, максимальную интерактивность. В результате происходит своего рода индивидуализация процесса освоения материала.

Одна из особенностей реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в том, что у обучающегося всегда есть возможность доработать выполненные индивидуальные задания. Если ребенок недостаточно хорошо его выполнил, то педагог может вернуть на доработку, указав на ошибки и недочеты, которые следует исправить.

Плюсы образовательных технологий дистанционного обучения

Среди несомненных достоинств системы можно назвать:

  1. Индивидуальный темп обучения. Сам обучающийся может установить скорость освоения предметов в зависимости от его личных потребностей и возможностей.
  2. Гибкость и свобода. У обучающегося есть возможность выбрать любую программу (курс) по своему усмотрению, самостоятельно планировать продолжительность, место и время проведения занятий.
  3. Доступность. Дистанционные технологии можно использовать вне зависимости от местонахождения обучающегося и учебного заведения.
  4. Мобильность. При дистанционном обучении устанавливается обратная связь между обучающимся и педагогом. Мобильность считается одним из ключевых требований и основ эффективности образовательного процесса.
  5. Технологичность. Дистанционное обучение предполагает применение инновационных информационно-телекоммуникационных технологий.
  6. Равноправие при получении образования вне зависимости от состояния здоровья, места жительства, материальной обеспеченности.
  7. Объективность. При использовании интерактивных практикумов, разных форм тестирования знания могут оцениваться в автоматическом режиме без непосредственного участия преподавателя. Такой подход исключает субъективность, предвзятость при оценке.

Далеко не все плюсы дистанционного образования. Однако полностью оно заменять классно-урочное обучение не должно. Дистанционное образование может очень эффективно дополнять традиционную систему обучения.

Недостатки

Несмотря на явные плюсы, дистанционные технологии имеют и некоторые минусы:

  1. Недостаточная мотивация обучающихся. При использовании дистанционных технологий требуется более строгий контроль деятельности ребенка.
  2. Неспособность (в силу возраста) грамотно организовать работу. В связи с этим перед преподавателем стоит задача разработать детальную образовательную программу.
  3. Необходимость посещения учебного заведения для проверки знаний.

Кроме этого, обучающийся может столкнуться с различными техническими сложностями: медленной скоростью Интернета, сбоями в сети или ПК и пр.

Для достижения максимального образовательного эффекта необходимо создать благоприятную атмосферу. Во многом формирование психологического климата зависит от педагога. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, выстраивать взаимодействие на принципах взаимного уважения и сотрудничества.

Заключение

Безусловно, время не стоит на месте, общество постоянно развивается, изменяются его потребности и запросы. Новые технологии проникают сегодня в разные сферы жизни. Не является исключением и образовательная система.

Современные учебные заведения должны идти в ногу со временем. Конечно, традиционная система обучения является основой образовательного процесса. Дистанционные технологии, в свою очередь, признаются важным ее дополнением. Во многих регионах без них не обойтись. Благодаря им огромное количество детей получили возможность учиться наравне со сверстниками.

Сегодня дистанционное образование только набирает обороты. Ожидается, что в скором времени оно станет неотъемлемым элементом педагогической системы страны, что позволит максимально полно удовлетворять потребности современного общества.

Из опыта работы по использованию дистанционных технологий

в преподавании русского языка и литературы

Дрюпина Ольга Галиулловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Кургана «СОШ №10»

Дистанционное образование позволяет

реализовать два основных принципа

современного образования - « образование

для всех» и «образование через всю жизнь».

В.А. Канаво

Использование дистанционных образовательных технологий - это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль - роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель - оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и своевременно корректировать его работу.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы

оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

Дистанционное обучение школьников с ОВЗ

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Учебные занятия планируются таким образом, чтобы по возможности они были проведены в первой половине дня, во время наибольшей физической и умственной активности ребенка. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

Также выделяется время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Процесс обучения состоит из следующих этапов: 1) получение новых знаний; 2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний; 3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала целесообразно использовать видеозаписи лекции, создавать видеоролики, анимационные ролики, организовать видеоконференцию, в рамках которой педагог излагает новый материал.

Применение новых знаний в практической деятельности можно реализовать в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках идивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.

Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

* давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

* использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

* чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

* проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.

Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы). Контролирую уровень усвоения учебного материала с помощью системы тестов и контрольных вопросов для обучающихся. Для этих целей использую возможности компьютерного тестирования и обработки результатов.

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

* Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех http://www.gramota.ru/

* Культура письменной речи http://gramma.ru/

* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/

* Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

* Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/

* Аптечка библиомана - страницы литераторов

На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ дает большие возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Речь идет о разнообразных учебных модулях, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу - проигрыватель ресурсов Использование предлагаемых модулей помогает провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами.

В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д.

Использование дистанционных технологий в общеобразовательной школе

Представленная схема иллюстрирует систему работы по использованию дистанционных технологий в общеобразовательной школе:

Так, например, организуется индивидуальная целенаправленная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Скриншоты страниц с результатами отправляются учителю по электронной почте, анализируются. Затем проводится индивидуальная коррекционная работа, способствующая устранению пробелов в знаниях обучающихся. Результаты итоговой аттестации подтверждают эффективность применения дистанционных технологий при подготовке к экзаменам.

Использование дистанционного обучения особенно эффективно в период карантина и в работе с обучающимися, пропустившими занятия по болезни. Так, например, в 11 классе организуется индивидуальная работа с авторскими материалами по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на сайте http://сайт/ Выполненные задания отправляются для проверки на электронный адрес учителя.

В 5 классе предлагаются специально разработанные интерактивные тесты, результат выполнения которых виден сразу. Школьники делают снимок экрана (скриншот) с полученным результатом и отправляют его по электронной почте. Задание считается выполненным, если на скриншоте в полном объеме видна запрашиваемая учителем информация.

Грамотное сочетание дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главный из которых - повышение учебной мотивации. Надо отметить, что одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то учитель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Бесспорно, использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного

сотрудничества, позволяет школьнику почувствовать поддержку со стороны педагога, способствует установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Дистанционные элективные курсы

Организация дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов дает возможность широкого доступа школьников к данному виду обучения. Личный опыт ведения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в рамках программы «Школа в школе» Курганской областной школы дистанционного обучения позволяет говорить об эффективности таких занятий.

Для организации обучения разработаны электронно-образовательные ресурсы, доступ к которым возможен с любого школьного или домашнего компьютера, подключенного к сети Интернет. На сайте школы в разделе «Информационная образовательная среда школы» размещаются учебные материалы элективных курсов. Кроме того, на сервере школы дистанционного обучения установлена программа для видеоконференцсвязи, которая позволяет учителю проводить видеоурок одновременно с 15-20 учащимися. Педагог и школьники видят и слышат друг друга, могут общаться в чате.

Занятия проходят во второй половине дня, после уроков. Элективные курсы проводятся один раз в неделю. Школьники учатся работать с разными источниками информации, применяют практические знания при выполнении различных учебных задач, развивают навыки самостоятельной работы. Если обучающийся в какой-то день по уважительной причине не вышел на занятие, он всегда может найти его в электронной образовательной среде и самостоятельно изучить материал. Контроль знаний осуществляется посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие участников образовательного процесса в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (текстовая конференция, Skype).

Безусловно, в процессе занятий обучающиеся могут столкнуться с некоторыми техническими и психологическими трудностями, например, низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность наравне с другими. В этом случае важно создать благоприятный микроклимат, а это зависит от профессиональной компетентности педагога. Поэтому стараюсь учитывать психологические особенности обучающихся, строить учебный процесс на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.

Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

* доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как у них появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет;

* индивидуализация процесса обучения, предполагающая организацию многопланового сопровождения и поддержки обучающихся со стороны учителя;

* повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.;

* развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения;

* оперативное обновление методического сопровождения учебного процесса, так как содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.

Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.

2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.

3. Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4. Дистанционные образовательные технологии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: