Почему люди должны выбирать между добром и злом. Урок философии "Как жить? Моральный выбор человека: добро или зло?" Моральный выбор человека между добром и злом

«Свобода, - пишет архимандрит Платон (Игумнов), - это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. С точки зрения своего метафизического содержания, свобода является неоценимым даром Божией благости, мудрости и любви, данным человеку в его владение. Бог дает человеку свободу в его собственность как некий источник, владея которым человек способен творчески себя раскрыть, проявить и осуществить. Хотя все в мире подчинено закону необходимости, человек благодаря свободе не подчинен ему окончательно. Он - виновник своего становления, так как обладает свободой. В его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования... Свобода - самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар». Когда мы, христиане, обращаемся к проблеме зла, то оказываемся в парадоксальной ситуации. Св. Писание говорится: отвращайтесь зла (Рим 12:9). Как мы можем отвращаться от зла, если не знаем, от чего нужно отвращаться? Как мы можем стремиться к добру, если не знаем, чем оно отличается от зла? Этот парадокс указывает на то, что проблема зла не является чисто теоретической. Понимание зла само по себе является моральной, а лучше сказать, духовной проблемой. Нравственный выбор человека между добром и злом можно рассматривать по -- разному. Можно исследовать то зло, которое совершается в мире и последствия которого мы испытываем на себе. Это события и процессы, происходящие в природном и социальном мире. Мы видим, что зло творится - и творится самими людьми. А это значит, что нельзя обойти и другой вопрос - об истоках зла в самом этосе человека, в его намерениях и поведении.

Рассмотрим теперь собственно механизм возникновения греха, так как грех есть то, в чем воплощается зло в мире, в жизни и в человеке. Грех - это нарушение христианского нравственного закона - такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин.3; 4)».

Святые подвижники свидетельствуют, что все грехопадения человеческие совершаются не иначе, как с постепенностью.

Святитель Феофан Затворник по данному вопросу говорит: «Скажу вам, когда начинается грешность. Вот как идет искушение: 1) представляется в мыслях худое или глаз что увидит, и виденное пробуждает мысли недобрые! Это есть прилог или приражение. Тут нет грешного, ибо и то и другое невольно нападает. Если вы тотчас, как только сознаете, что это худое, воспротивитесь ему и к Господу обратитесь, вы сделаете должное -- подвиг духовный. Но если вы не воспротивитесь, а станете думать и думать, не сопротивляясь и не ненавидя, не отвращаясь, то это уже не доброе. Душа пошатнулась. Тут нет еще греха, но шаг ко греху сделан...

Но если кто займется помыслом этим и станет думать о нем и думать, то он сделает второй акт грехопадения: 2) внимание к злому помыслу или собеседование с ним. Тут нет еще греха, как я сказал, а полагается ему начало; 3) третий момент в грехопадении --сочувствие худому помыслу: приятно думать и самое дело приятно. Тут больше греха (ближе к греху -- а. к.), но еще нет его. Это нечистота. И бывает, сочувствие вырывается вдруг -- непроизвольно; 4) четвертый момент в грехопадении есть склонение воли, пожелание дурного, хотя еще не решительное. Тут грех есть, ибо есть дело произвольное. Чувствами не всегда можно владеть, но пожелания в нашей власти. Однако ж все это не настоящий грех, а только преддверие к нему; 5) пятый момент -- согласие на грех или решение согрешить. Тут грех настоящий, только внутренний. За этим не замедлит явиться и 6) грех делом... И се настоящее падение, пагуба души, потеря благодати, подпадение под власть врага. Так вот... гоните помыслы, не вступая с ними в разговоры, подавляйте тотчас сочувствие, уничтожайте пожелания... Тут вся борьба... И бывает, что помысел, сочувствие и пожелание -- все в один момент произойдут... Ничего... В таком случае они все стоят будто прилог... И борьба всё удобно прогонит их.

Чувство грешно, когда соизволяют на него, удерживают и разжигают его; а когда оно невольно врывается в душу, душа не хочет его и напрягается вытеснить его -- тут греха нет, а есть борьба добрая... Грешное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание и дело. Кто прогонит мысль... чист остается. С чувства и сочувствия начинается грешность по мере соизволения. Где нет соизволения, там нет греха». Здесь мы наглядно из слов свт. Феофана Затворника видим, как зло проявляет себя в человеке. Так же это дает нам ориентир к правильному руководству своей свободой в отношении добра и зла.

Те существа, которым Сам Творец дал возможность, свободы выбора относиться к Богозданному миру - к миру, дарованному Богом Своим творениям.

  • 1. Гордость.
  • 2. Чревоугодие.
  • 3. Блуд.
  • 4. Гнев.
  • 5. Сребролюбие.
  • 6. Печаль.
  • 7. Уныние.

Такой выбор ведет к постепенному ослаблению способности выбирать свободно.

Такая свобода приводит к тому, что человек свою богообразность начинает использовать самоубийственным образом. Преступая границы нравственно недозволенного, человек становится не свободным, но рабом страстей. Поэтому свобода является тем свойством, утрата которого приводит к деградации личности. Можно сказать, что свобода дана человеку одновременно и как путь, и как задача. Здесь надо поставить акцент на то, что есть образ Божий в человеке. «Образ Божий дан человеку изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества....Поэтому образ - это и есть само стремление стать подобием. Образ - не столько определенное качество бытия, сколько способность выйти за рамки своих наличных качеств».Блаженный Диадох, епископ Фотики, в своем подвижническом слове разъясняет, когда и как достигает человек того, чтобы быть по подобию Божию: «Все мы люди по образу Божию есьмы: быть же по подобию Божию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу». Святой Максим Исповедник обращают особое внимание на физическую сторону греха, вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру; вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному. По воле человека зло становится силою, заражающей тварь. Итак человек должен совершать некие действия для преодоления от рабства греха, прилагать усилия для изменения своего состояния. И под грехом подразумевают такие деяния или намерения человека, которые противоречат заповедям Божиим, совести, законам общественной и государственной жизни. Архимадрит Платон очень хорошо описал, что есть истинно - нравственная свобода: «Стремление человека к нравственному самоопределению означает выбор одного из двух возможных путей: либо погружение в стихию страстей, беспечности и безответственности, порабощающих, опустошающих, томящих и разрушающих личность, либо обращение к вере во Христа, преображающей и обновляющей человека, дающей оправдание и смысл процессу его свободного формирования. Любая ошибка в нравственном выборе, осуществляемом на протяжении всей человеческой жизни, ведет к утрате духовной свободы. При этом ошибка в выборе должна пониматься в собственном смысле как грех, а утрата духовной свободы должна расцениваться как его следствие». Истинно -- нравственная свобода не пресудствует в человеке изначально, а она достигается воспитанием и самоконтролем. Это способность контролировать свои наклонности, желания и мотивации. Одним из главных элементов является испытания во втором послании апостола Павла к Коринфянам пишется: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?». Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Именно когда человек испытывает себя или подвергается испытаниям, то ему приходится страдать. Но именно в страданиях человек приобретает жизненный опыт.


Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

Этика – теория морали.

Понятие добра и зла.

Моральный выбор человека.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет:

место морали в системе других общественных отношений;

анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Добро и зло:

положительное, т.е. благо;

отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

добро – веление бога;

зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

хвалим, соглашаемся, одобряем;

порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

13.Моральный выбор

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В истории этики имеются различные точки зрения относительно морального выбора. Первая точка зрения была сформулирована Аристотелем, который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. Согласно Аристотелю, моральный выбор сознателен, противоположен влечению, отличен от желаний, направлен на то, что зависит от человека. Согласно второй позиции, собственно моральный выбор – тот, который имеет лишь высшую цель. По И. Канту, моральный выбор – это соответствие долгу. По Г. Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления и выражение его свободы. Ж.-П. Сартр определяет выбор как исключительно экзистенциональное самоопределение человека в отношении себя и человечества.

Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли.

Условия, необходимые для свободного морального выбора:

– отсутствие внешнего принуждения и запретов;

– присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора;

– действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора;

– наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.

Большое значение в осуществлении морального выбора играет субъективный фактор. Человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные для его ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития собственной личности.

Свободно совершаемый поступок должен включать следующие элементы:

– исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут закладываться в процессе воспитания;

– знание объекта деятельности и объективных условий, определение человеком своего отношения к объекту;

– определение конкретной цели;

– выбор средств достижения цели;

– предвидение возможных последствий поступка;

– реализацию намерений.

Осуществляя моральный выбор, человек сталкивается с противоречиями (антиномиями) морали, что проявляется в виде морального конфликта. Конфликт обнаруживается при выборе того или иного типа поведения. С одной стороны, мораль заинтересовывает человека внешним признанием, одобрением и пр. С другой стороны, человек способен поступать вопреки обстоятельствам, общественному мнению, своим привычкам, вопреки любой причине, т. е. совершенно свободно. В данном выборе прослеживается автономия личности (свободная причинность).

В структуру внутренней мотивации входят:

– элементы сознания, которые сами по себе не относятся к среде морального сознания, это прежде всего потребности и интересы;

– положительные и отрицательные нравственные чувства (стыд, совесть, любовь), являющиеся прямым побудителем добрых поступков; зловредные поступки (ненависть, зависть и пр.), побуждающие к аморальным действиям;

– морально-ценностные представления, установки и убеждения (моральные принципы, истинные ценности и т. д.);

– исторические нормы (моральные, правовые).

Взрослым: неосознанное влечение ко злу лежит в склонностях человека, с которыми он приходит в физическую жизнь. Эти негативные неконтроли­руемые реакции, следующие за раздражением чувств и окрашивающие все впечатления, лежат в области закона воздаяния. Лишь на подконт­рольных воле этапах желание–мысль–слово–дей­ствие возможно сознательное вмешательство че­ловека и торможение им следствий своих отри­цательных побуждений. Стоит обнадежить, что склонности временны, их магнетизм видоизменя­ется или разряжается в течение человеческой жиз­ни под давлением обстоятельств и противодей­ствием жизненной среды. Не будучи переплавлен­ными в «горниле» жизни, склонности обязатель­но вновь «всплывают» и расцветают на опреде­ленных этапах жизни.

°† Борьба добра и зла в человеке постоянна.

Каждый человек сам свободно выбирает между добром и злом и каждую минуту в своей жизни движется и приближается либо к добру-красоте-свету, либо к злу-безобразию-тьме. Этот выбор де­лается внутри человека и поэтому он сам отве­чает за свое решение. Человек постоянно находит­ся перед выбором между добром и злом.

°† Если зло и безобразие привлекательны или безразличны для человека, то он находится на нисходящем этапе своего развития.



°† Проявления зла Безобразны, и творящий зло человек от­вергается людьми и обществом, находится в состоянии душевного одиночества и дискомфорта.

°† Зло проще творить, чем добро; ломать не строить.

Для погружения в хаос достаточно инертности и бездействия, а строить добро, обуздывая хаос в себе, намного труднее. Поиском легких, необременительных путей человек проигрывает, так как лишь преодолением зла и хаоса человек доказыва­ет и утверждает жизнеспособность своей души и получает право на дальнейшие этапы развития.

°† От выбора добра или зла зависит дальнейшая жизнь души.

°† В сильном человеке добро либо зло прогрессирует.

При этом плохой человек становится все злее. По­чему? Человек, по причине активного творчества от переизбытка жизненных сил, делая зло, оказы­вается неприятным, нелюбимым и никому не нуж­ным, многие люди отвечают ему злом, а от этого он сердится еще больше и становится еще хуже и злее. С добрым человеком, чья доброта нравится людям, все наоборот. Его любят, ему помогают, получая от других много хорошего, человек ра­дуется, добреет и делается еще лучше.

Дополнительно: борьбой со злом человек должен подтвердить способность обуздывать инертность и хаос в себе и окружающем, чтобы стать созна­тельным и полноправным строителем на более высоких ступенях эволюции. Человек, не восполь­зовавшийся дарованным ему разумом и волей для освобождения от животного рефлексивного нача­ла, не преодолевший сил обособления и эгоизма, не избавившийся от преобладания низших и раз­рушительных качеств, идет к своему вырождению и как инородный элемент не допускается к сози­данию во Всеобщей Любви и Единстве...

Белыш и Черныш

Родились во дворе у мамы-собаки два щенка. Увидев их, дети стали думать, как бы их назвать. У одного щенка была бе­лая мордочка, и ему дали кличку Белыш, а второго назвали Чернышом, потому что у него вся шерсть, кроме белого кончика хвоста, а была совершенно черной.

Белышу нравилось играть с детьми. Он ласкался, за всеми бегал, а если его брали на руки, то мог даже лизнуть лицо. Всей детворе нравилось с ним возиться. Его принимали в свои игры, гладили, сле­дили, чтобы он не выбегал на дорогу, и каждый старался вынести из дому что-ни­будь вкусное и угостить его. Некоторые дети даже не доедали дома свои котле­ты и сосиски, чтобы осталось Белышу.

А Чернышу больше нравилось рычать и тявкать на людей. Играть с ним было неинтересно, потому что он все время, рыча, вырывался из рук и даже слегка цапнуть мог, если его начинали гладить. Из-за этого Черныша совсем перестали гладить и ласкать, а некоторые дети ста­рались даже позлить и подразнить его.

Через полгода Белыш и Черныш вы­росли. Белыш стал очень добрым псом, каждого человека он считал своим дру­гом. И даже, видя во дворе незнакомого человека, он подбегал к нему, начинал ра­достно вилять хвостом, высовывал язык и по–доброму смотрел человеку в глаза.

А Черныш за это время только еще злее стал. Во дворе он на всех подряд лаял, рычал, к себе не подпускал, а всех чужих людей своими врагами считал и старался к ним сзади подбежать и за ногу укусить.

Когда однажды Черныш покусал одну незнакомую женщину, кто-то из взрослых вызвал службу по отлову собак. Приеха­ли незнакомые люди на машине во двор, а Черныш тут как тут. Лаем заливается, на чужаков бросается и каждого укусить норовит. Растянули люди большую сеть, поймали Черныша, посадили в клетку и увезли куда-то. С тех пор о Черныше ник­то ничего не слышал, да и совсем не тос­ковали о нем дети, своими злыми выход­ками и громким лаем он успел всем здо­рово надоесть.

А Белыш до сих пор играет с детьми, всюду бегает за ними. Он, став любим­цем всего двора, остался таким же лас­ковым, общительным и дружелюбным.

[? ] – Кто виноват в том, что Черныш вырос злым? (Он сам, потому что выбрал вместо добра зло).

– Почему у Черныша жизнь закончилась так плохо? (Зло возвращается злом).

– Человек сам выбирает зло или его заставляют это делать другие?

Дорога добра и дорога зла

Однажды путешествующий человек остановился на развилке двух путей. Ле­вая дорога спускалась куда-то вниз, а правая дорога вела все время вверх. Не знал человек, что одна дорога называлась дорогой зла и приводила всех людей к смерти, а другая дорога вела к жизни и называлась дорогой добра.

И он стал спускаться вниз под горку. Очень легкой и ровной оказалась дорога в самом начале. Одно только было пло­хо: чем ниже дорога спускалась, тем дальше становилось солнце и тем тем­нее и страшнее становилось вокруг. Че­рез несколько дней по сторонам от до­роги стали появляться зловещие тени и откуда-то все время дуло неприятным холодом. Настроение человека стало со­всем безрадостным и угрюмым, но воз­вращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же при­ведет эта дорога. Он часто спотыкался и падал, и от этого все больше сердился на все вокруг и становился злым. В конце концов стало так темно, что человек стал совсем плохо видеть дорогу. Теперь он шел медленно и перед тем, как сделать шаг, осторожно трогал ногою землю впе­реди себя. И вдруг его нога почувствова­ла пустоту. Впереди не было ничего твер­дого, на что можно было бы опереться ногой. Человек присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его впе­ред, но удара об землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше, но опять тишина. Казалось, что камень летел и летел в какую-то бесконечную черную бездну. Только теперь с ужасом понял человек, что стоит на самом краю какой-то бездонной и бесконечной про­пасти. Испугался он, повернулся и тороп­ливо пошел обратно. Трудно было идти вверх, но человек теперь знал, что дру­гого пути у него нет. Потихоньку начина­ло светлеть, а дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.

– Сколько же неосторожных людей выбрало легкий путь и погибло, свалив­шись в эту бездну, – возвращаясь, думал человек. – Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал после­днего шага в своей жизни.

Через много дней человек подошел к тому месту, откуда он начинал путь вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не оста­навливаясь, продолжил свой путь по до­роге, ведущей вверх.

Чем выше поднимался человек, тем ярче становилось солнце. На солнце ис­крились струи водопадов, радостно ще­бетали птицы, а такого богатого разно­образия цветов человек нигде никогда не видел. Казалось, все вокруг стремилось к солнцу и радовалось его теплым лучам. Да, дорога вверх была труднее и взби­раться по ней было тяжело, но окружаю­щая неповторимая красота помогала че­ловеку отвлечься от трудностей и не ду­мать о них. С каждым днем вокруг стано­вилось все прекраснее и даже небо и об­лака стали менять свои обычные цвета на изумительные радужные оттенки. От окружающей красоты сердце человека все больше наполнялось радостью и сча­стьем и он становился лучше и добрее.

– Как было бы хорошо, если бы этот путь не кончался бы никогда! – громко и радостно воскликнул человек.

– Никогда, никогда, никогда, – отве­тило ему эхо.

– Неужели не кончится никогда? – громко переспросил человек.

– Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится никогда, – повто­рило ему эхо.

[? ] – Почему человек сначала выбрал дорогу зла? (Она была проще и легче).

– Почему человек сначала не хотел идти вверх, а потом все–таки пошел? (Понял, куда приводит дорога зла).

– Можно ли идти все время тяжелой дорогой добра вверх, если знать что впереди будет все красивее и кра­сивее?

– Что лучше: легкий путь зла или тяжелый путь добра?

>>Моральный выбор - это ответственность

§ 7. Моральный выбор - это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему - обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Говорят мудрые

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: