Что нужно знать учителю английского языка. "рекомендации начинающему учителю иностранного языка". Каникулы - время, когда можно забыть об учебе

Хоть и большая часть успеха в изучении английского зависит от самого студента, не стоит недооценивать роль преподавателя в обучающем процессе. Именно от правильно выбранной программы, от умения учителя доступно объяснить материал, заинтересовать в учебе и помочь справиться со сложностями зависит очень многое. Давайте попробуем разобраться, как выбрать хорошего преподавателя по английскому языку.

Сертификация и опыт

Сейчас на разных ресурсах очень много «специалистов» предлагают научить вас владеть английским. Но, если на чистоту, многие из них просто неплохо знают английский и решают на этих знаниях подзаработать, при чем, нехило так. И казалось бы, ну что здесь такого, если человек решил заработать, поделившись своими знаниями? А дело в том, что лучше отдать предпочтение тому специалисту, чьи знания в области преподавания подтверждаются сертификатами. Понимать английский и уметь его использовать для себя — одно, преподавать — совсем другое дело.

В современном мире есть очень много курсов, которые учат как именно преподавать английский. При этом, на хороших курсах студенты, для которых английских не родной язык, обучаются наравне с носителями языка, что уже свидетельствует о качестве их знаний.

Можно возразить, мол, у человека может быть талант к преподаванию и отличное знание языка, безо всяких там бумажек. Да, действительно это так. Но в таком случае искать такого учителя нужно по рекомендациям знакомых, которые сами занимались с ним. В других случаях лучше убедиться в профессионализме.

Приведу два примера из собственного опыта, из-за которых я убедилась, что на такие «бумажки» стоит обращать внимание.

Как-то я решила подтянуть английский. На тот момент мой уровень был upper-intermediate, и мне нужно было усовершенствовать разговорный английский и умение писать эссе. По факту, мне нужен был человек, который бы просто общался со мной на разные темы на занятии, и давал задания для эссе, а потом проверял бы их. Для этой цели я на доске объявлений нашла носителя английского из африканской страны (простите, уже не помню какой).

За уроки он брал немного меньше своих коллег из Британии и США, а на доске объявления выложил свой сертификат CAE, который подтверждал его знание английского на уровне Advanced. Во многих странах, которые были британскими колониями, свой, немного специфический, вариант английского, поэтому люди из этих стран часто сдают экзамены на уровень английского, чтобы показать, насколько грамотно владеют ним, если им для какой-то цели нужно хорошее знание английского. Я решила, раз преподаватель владеет английским на высоком уровне, тем более, большую часть жизни прожил в стране, где английский — официальный язык, — значит, он умеет и хорошо преподавать.

Что было не так:

  1. Отсутствие системы : На занятии мой уровень знаний никак не определили. Мне дали просто текст о путешествии на самолете с набором лексики к нему, а потом мы смотрели видео на ту же тему. Текст был рассчитан где-то на средний уровень, тему я уже проходила несколько раз. Мне было скучно, а занятие для меня было малоэффективным, ведь хотелось выучить что-то новое, а не топтаться на месте.
  2. Эссе было проверено некачественно :Были подчеркнуты некоторые ошибки, которые и ошибками то не были. При этом, когда разбирались с преподавателем, оказалось, что он сам не знал, что так можно было написать. Например, в одном из предложений я упустила that, там где это было допустимо (преподаватель не знал, что его не всегда обязательно употреблять), также преподаватель счел за ошибку употребление деепричастного оборота. Зато когда перечитывала эссе самостоятельно обнаружила несколько действительно серьезных ошибок, которые не были исправлены. Например, неправильное употребление предлога после глагола.

В итоге все закончилось одним уроком. Я подыскала другого преподавателя. На этот раз я нашла преподавателя из Австралии, и в объявлении он выложил свой сертификат по преподаванию, (насколько помню, CELTA). Он сначала немного пообщался со мной, чтобы понять мой уровень, а затем дал небольшой тест. Благодаря этому, он составил программу так, что я на постоянно занятиях узнавала что-то новое.

Какой сертификат должен быть у хорошего учителя

TEFL / TESOL — эти сертификаты дают право преподавать английский, приравнивается к ВУЗовскому диплому. Как правило, его получают люди, для которых английский не является родным;

CELTA — сертификат немного престижней предыдущего. На курсах будущие учителя изучают и практикуют разные современные методики. Часто эти курсы проходят как преподаватели, для которых английский не родной, так и носители английского из Британии, США, Канады, Австралии;

DELTA — этот диплом обычно получают люди, у которых уже есть опыт преподавания, но они хотят усовершенствовать свои навыки. Обычно услуги преподавателей с таким дипломом стоят дороже, так как он считается высококлассным специалистом и может не только преподавать язык, но и работать методистом. Зачастую его получают те, у кого уже есть диплом CELTA, и кто хочет углубить свои знания или заняться разработкой собственной методики.

Уровень знаний преподавателя должен быть не ниже Advanced. Иногда встречается такое, что студентам с уровнем ниже среднего ставят преподавателя, знающего английский на уровне Intermediate (средний уровень). Intermediate — это хорошая база, которая позволяет неплохо общаться, писать, начинать что-то смотреть и читать в оригинале. Но для преподавания этого не достаточно. Даже Upper-Intermediate — недостаточный уровень для преподавателя. Люди с таким уровнем могут неплохо объяснять учебные материалы, которые проходятся по программе, но очень часто они не в состоянии объяснить что-то несвязанное с обучающей программой.

Когда я обучалась на курсах (уровень Pre-Intermediate), у нас была система двух преподавателей. То есть, один урок вела одна учительница, второй — другая. У первый был уровень Upper-Intermediate, у второй — Proficiency.

Помимо курсов, я старалась уделять время и самообучению, занимаясь по разными ресурсам и смотря мультики. И в дополнительных материалах часто сталкивалась с информацией, которую мы еще не учили. Естественно, у меня возникало много вопросов. А к кому обратиться с ними как не к преподавателю? Первая обычно говорила что-то вроде: «Ну… это материал для уровня выше, мы пока этого не учим…». Вторая всегда отвечала на вопросы, при этом делала это так, чтобы человеку, который еще не дошел до данного учебного материала, было все понятно.

Например, в мультике «Черный котел» я встретила выражение «I do hope». Для меня do в этом предложении было загадкой. И преподавательница смогла объяснить значение этого do просто и доступно, не углубляясь в тему инверсии, которая проходится на высоких уровнях.

Также она часто находила хорошие материалы с разными правилами и приносила мне распечатки. Благодаря ей, я очень многое смогла выучить и открыть в себе интерес к английскому, хотя раньше всегда считала, что никогда не смогу хорошо знать его. Несмотря на то, что занятие было групповым, и помимо нас было еще много других групп, человек уделял внимание каждому, помогал с дополнительными материалами и поддерживал. Если не это профессионализм, тогда что?

Важные качества хорошего преподавателя

Опыт проживания в англоязычной стране

помогает разобраться в том, как действительно говорят иностранцы. Это помогает учителю давать не только школьный, иногда неактуальный, материал, но и делиться полезными знаниями, рассказывать, как можно говорить в неформальном английском, а что стоит поберечь для общения в деловой среде. Также те, кто жил в англоязычной стране, часто говорят с лучшим акцентом. Конечно, легкий акцент остается всегда, но профессионал совершенствуется, сводя его к минимуму. У такого человека вы будете перенимать «качественную» речь.

Любовь к английскому и стремление развиваться

Любой язык сложен и многогранен, поэтому даже профессионалам есть куда расти. Хороший преподаватель любит свое дело и стремиться узнавать что-то новое, как по языку, так и по педагогике. Понять, что учитель, влюблен в свою работу очень легко. Он будет заражать этой любовью своих студентов. Как бы странно это ни звучало, но это так. Он будет стараться всячески заинтересовать своих учеников и вдохновить их. Также хороший преподаватель всегда ищет интересные материалы для студентов, посещает различные курсы и тренинги, чтобы узнать о новых методиках, программах и повысить свою квалификацию.

Умение находить интересные материалы

Хороший преподаватель умеет немного «отойти» от программы, и помимо материалов из учебника, находить интересные ресурсы. Такие материалы (видео, статьи, игры, задания) помогают отвлечься и закрепить тему, поэтому важно учиться не только по учебникам, но и дополнительным ресурсам. Хороший учитель понимает, что не у каждого есть силы/желание/время самостоятельно искать материалы для самостоятельной работы. К тому же далеко не все знают, что именно искать: какой ресурс хороший, а какой нет. Учитель постарается найти интересные программы, игры, книги, видео и посоветует их своим ученикам. Также большой плюс, если работа с дополнительными ресурсами дается в качестве домашнего задания или разбирается на занятии. В общем, хороший учитель сделает все, чтобы вы занимались дополнительно, развивали свой английский, и вам было интересно это делать.

Чувство юмора

Казалось бы, это личные качества, которые не имеют особого отношения к профессионализму. Но проблема в том, что у многих людей, помимо английского много дел и забот. На занятия многие приходят уставшими после работы. И если в дополнение к этому, еще и сам урок будет проходить скучно и монотонно, то даже у самого волевого человека, может пропасть желание ходить на занятия. Хороший преподаватель — это еще и отличный психолог, который умеет понимать своих учеников, и исходя из этого, планировать урок.

Программа должна включать разные виды активностей (чтение, просмотр видео, диалог в группе или с учителем. При этом, сам преподаватель умеет разрядить обстановку и превратить учебный процесс в интересное занятие.

Хороший преподаватель умеет и игру интересную придумать, и рассказать, и пошутить, где это уместно. Это снимает напряжение и помогает студентам вовлечься в учебный процесс. Когда занималась в группе, именно такие личные качества преподавательницы стимулировали приходить на уроки. Просто потому что занятия были не только полезными, но и веселыми. И даже после тяжелых рабочих будней, у поднималось на уроке настроение. Отходила на те курсы, кстати, 2 года, пройдя 4 уровня, и ни разу не задумавшись о смене учебного центра.

Умение подбодрить

Профессиональный преподаватель умеет подбодрить и заставить поверить в свои силы. Очень часто, студенты, которые еще не достигли среднего уровня, жалуются, что им тяжело учить язык, что они не понимают акцента, грамматики, что английский, наверное, не для них. Преподаватель должен понимать состояние студента и сложности, с которыми он сталкивается. Он должен уметь вдохновлять и мотивировать. Например, рассказать истории о людях, у которых получилось выучить английский, наперекор сложностям. Или даже о том, с какими трудностями столкнулся он сам. Это очень помогает взбодриться и поверить в свои силы.

Умение корректно исправлять ошибки

Это последний, но очень важный пункт. Хороший преподаватель исправляет ошибки, но делает это очень корректно. Если человеку в грубой манере сказать, что у него не так, то можно очень сильно обидеть, а то и вовсе «обломать крылья». Как уже писалось выше, хороший преподаватель — это еще и тонкий психолог. Именно поэтому он понимает, что все ученики разные, и исправлять ошибки нужно максимально корректно, чтобы это принесло пользу и не навредило.

Когда занималась на уровне Pre-Intermediate, мечтала научиться говорить красиво, с минимальным акцентом. Некоторые слова я знала, как пишутся, но понятия не имела, как их произносить. Где-то в сочинении использовала, но учить слово не было необходимости, вот и запомнилось только написание. Однажды на уроке проходили тему «окружающая среда», и отвечая на вопрос, я хотела сказать слово «area». Вот только получалось что-то по типу «эрия» или «ариа». Из контекста было очевидно, какое слово я пытаюсь произнести. Но вместо того, чтобы помочь, учитель, который был тогда на замене, поступил очень некрасиво: он передразнил, сделал вид, что не понимает, что я хочу сказать, и обратил это в шутку для всей группы. После этого я две недели ходила в состоянии «может, английский — это не для меня». Я сильно расстроилась, ведь мне тогда так хотелось говорить на нем хорошо, а тут вот тебе на — даже простое слово не могла выговорить.

Кстати, из-за такого небольшого инцидента начались проблемы с речью: сильно боялась сказать что-то неправильно, что приводило к еще большим ошибкам и нечеткости речи.

Еще один случай произошел со знакомой, которая хотела записаться на курсы: уже на пробном уроке преподавательница грубо высмеивала акцент студентов. Стоит ли говорить, что после этого школа получила весьма негативный отзыв и анти-рекламу в соц. сетях? Поэтому чувство такта и умение работать со студентами — крайне важно.

Как должен поступать хороший преподаватель? Он понимает, что ошибки неизбежны, что сложно произносить иностранные слова правильно, особенно когда человек только принялся за изучение языка. Он поправит так, что человек этого даже не заметит. Человек учтет свою ошибку, но ему не будет обидно, что он ее допустил. Например, преподаватель может аккуратно повторить слово за студентом, произнеся его правильно, и предложить студенту попробовать повторить. Также можно дать послушать это слово в словаре, попросив повторить.

Еще очень хорошая система: не перебивать студента, а тихонько выписывать все ошибки на листочек. Затем переспросить учащегося, чтобы убедиться, действительно ли он не знает, как правильно, или это была автоматическая ошибка, после — предложить ему исправить себя самостоятельно. Если студент не может сам себя исправить — объяснить ошибку. Такой подход очень корректен и эффективен.

Приходя на курсы, обязательно обращайте внимание не только на удобство местоположения школы, стоимость и количество людей в группе, но и обязательно присмотритесь к человеку, который будет вас учить. Именно от этого человека во многом зависит успешность обучения. Не соглашайтесь платить за весь месяц или семестр сразу — для начала оплатите несколько занятий, чтобы иметь возможность оценить профессионализм учителя. Не стесняйтесь узнать в администрации о квалификации преподавателя: спросить о его дипломах, опыте работы, достижениях — все это важно.

Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания к словам учителя

Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.

Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.

Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей, многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

Невыполнение обещаний

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить. Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

Чрезмерная подготовка к уроку

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?... Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

Моя хата с краю

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, монотонно читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

Маятник — это штучка, подвешенная на ниточке и двигающаяся туда-сюда.

Дети тоже люди

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

Профессиональная этика

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Есть только два мнения: мое и неправильное.

Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Книги Алины Бикеевой для учителей и родителей:

  • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм


giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

В 21 веке благодаря развитию технологий современный мир меняется очень быстро. Эти перемены происходят в преподавании английского, которое напрямую связано с нашей жизнью. Современный человек должен знать и уметь больше, чем его предшественники. Что же нужно преподавателю, кроме знания языка и методики, чтобы оставаться конкурентоспособным?

Быть технически подкованным
В 21 столетии современные технологии проникают во все сферы, включая образование. Даже, если преподаватель работает в классе, то элементы электронных ресурсов и гаджеты должны активно использоваться. Это тренд в ELT. Многие ученики не хотят вести словари и предпочитают мобильные приложения для изучения слов. Вместо сочинений хотят писать посты в социальных сетях и блоги, а видео для них предпочтительнее, чем текст. На уроке можно подключать соцсети, например, Qr коды, поисковые системы, YouTube и так далее.
Авторы адаптируют учебники в связи с новыми тенденциями: теперь в паре с Student’s book есть Itutor (диск для дополнительной самостоятельной практики), в комплекте есть Itools (интерактивная доска со всеми заданиями учебника.)
Моя знакомая, директор языкового центра поделилась, что на собеседовании включены вопросы технического характера: Умеете ли вы пользоваться облачным хранилищем? Используете ли элементы mobile learning? Снимали ли когда-то скринкасты для студентов? Какими интернет-ресурсами пользуетесь при подготовке к занятиям?
Внедрение современных технологий приветствуется во многих языковых центрах, не говоря уже об онлайн преподавании.

Развивать навыки, необходимые студентам в 21 веке
Речь идёт о так называемых 4С: critical thinking, communication, creativity and collaboration.
Эти умения необходимы для того, чтобы учащимся было легче адаптироваться в обучении, а в будущем быть успешным в карьере.
Чтобы прививать эти навыки необходимо:

  • способствовать самостоятельному обучению,
  • поощрять любопытство (например, используя метод KWL),
  • давать задания,в которых ученики могут находить нестандартные решения, то есть развивать их креативное мышление,
  • организовывать работу в парах и минигруппах,
  • развивать критическое мышление с помощью заданий на догадку, анализ увиденного(услышанного), разбора проблемных ситуаций.

Быть открытым к новым методикам
Говорят, что в 21 веке сложно придумать что-то новое: музыка, кино, литература – почти всё забытое старое. Добивается успеха тот, кто экспериментирует. Также и в методике необходимо тестировать новое. Даже, если кажется, на первый взгляд “это никогда не будет работать”.
О некоторых методических тенденциях мы писали .

Персонализировать обучение
Потребности учащихся возрастают и многие из них хотят заниматься индивидуально и проходить не Общий английский, а курс, который решает их проблемы. Для этого необязательно составлять авторский курс. Достаточно скорректировать имеющийся.
Для преподавателя персонализировать уроки стало намного легче потому что:

  • доступен интернет и можно найти материал на любую тематику согласно потребностям и интересам учеников. Желательно использовать аутентичные интернет-ресурсы.
  • огромное количество программ и приложений для оптимизации подготовки к урокам. Подробнее .
  • возможность создавать свои материалы, используя камеру, смартфон, скринкасты, запись голоса. Также, студенты имеют возможность быть причастными к созданию контента на занятии.

Повышать свой профессиональный уровень
В век онлайн обучения, можно получить бесплатный доступ ко многим курсам для учителей на coursera и futurelearn, посетить

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: