Значение гречанинов александр тихонович в краткой биографической энциклопедии. Значение гречанинов александр тихонович в краткой биографической энциклопедии Гречанинов романсы

Алекса́ндр Ти́хонович Гречани́нов (13 октября , Калуга - 3 января , Нью-Йорк) - русский композитор -академист, ученик Римского-Корсакова , более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. Заслуженный артист РСФСР (1925).

В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки ». Творчество Гречанинова относят к переходному этапу в истории русской музыки. Его ранние сочинения принадлежат романтической традиции, а в поздних произведениях проявляется влияние И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева. [ ]

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Александр Гречанинов родился в Калуге , в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии , написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару . Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения .

    Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной» . У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная , по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом . Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился ещё дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса…

    - (Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

    В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию , где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано - у Николая Кашкина , по классу контрапункта - сначала у Лароша и Губерта , а затем - у Сергея Танеева , который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова , она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

    Вообще он поздно начал заниматься музыкой; семнадцати лет он только впервые стал чувствовать к ней тяготение, и в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Он на меня производил впечатление человека очень застенчивого, робкого и в общем «не из того круга», из которого обычно формировалась консерваторская молодёжь. Но я уже тогда заметил, что скромностью он не болел и имел очень высокое мнение о своём даровании. Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий и оттого он ценил в себе то, что несмотря на препятствия всё-таки овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности».

    -

    Тем не менее, прохладное отношение к творчеству Скрябина и практически полное отсутствие личного контакта не помешало Гречанинову, как человеку глубоко православному, активно участвовать в панихиде и похоронах после скоропостижной кончины Скрябина весной 1915 года .

    - (Гречанинов А. Т. «Моя жизнь». Нью-Йорк, 1954).

    После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста , а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.

    «…В эпоху „юности советской власти“ ему было тяжело. Политически он был наивен как ребёнок. Так же, как он радовался, что его романсы распевает императрица , так же при первых „громах революции“ он немедленно сочинил гимн свободной России и так же радовался, что его с успехом исполняют. Успех его музыки - вот что его интересовало. В то время, когда началось просачивание русских музыкантов за границу - а это началось почти одновременно с водворением советской власти, - он на некоторое время как-то застрял: Рахманинов, Метнер, Черепнин и Прокофьев успели смыться ранее. Раз, помню, я его встретил на улице и спросил, почему он не попытается, как многие другие, получить командировку или просто выезд за границу. Он на меня посмотрел недовольно и сказал - я хорошо помню эти слова: - Россия - моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её.

    Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад».

    - (Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже , а с началом войны , в 1939 году, переехал в Нью-Йорк .

    Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества .

    Музыкальный архив

    Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов , а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако трудно утверждать, что этот список - полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью - гомофонный , лишённый сложной фактуры и контрапунктов . Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella . Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен , по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «На воротах сидел петух» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».

    …В общем, надо признать, что широкую публику победило главным образом, если не исключительно, его «песенное творчество» - романсы , снискавшие ему несравненную популярность. В меньшей мере - его духовные сочинения, что объясняется не столько их качествами, сколько теми духовноцензурными условиями, в которых стоит православное церковно-музыкальное творчество. Что же касается его крупных произведений, симфоний и опер, то им повезло значительно менее, и они как-то не угодили ни музыкантам, ни широкой публике. И для тех и для других в этой области Гречанинов оказался просто старомодным, вчерашним днем искусства. Он был последний из русских композиторов, которому удалось собрать позднюю осеннюю жатву с уже угасающего ствола «великой эры русской музыки», эпохи Чайковского и «Могучей кучки ».

    - (Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич » (поставлена в Москве, в Большом театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина , 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю , поставлена в Париже , 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет .

    Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (), «Теремок» (), музыку к драматическим спектаклям А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, ) и «Смерть Иоанна Грозного» (), а также - к «Снегурочке» А. Н. Островского (). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний ( -), «Элегию» памяти Чайковского , оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия » для струнного оркестра , 4 квартета , ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.

    «В области церковной музыки он является даже новатором и, кроме того, склонным к идее „примирения христианских церквей“, своего рода „интегральному экуменизму “. Он писал с одинаковым увлечением и чисто православные духовные сочинения, причем в этом писании была большая смелость и даже новаторство, необычное в этой области, которая является одной из наиболее неподвижных в музыкальном искусстве. Он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа - инструмента, который он очень любил („Демественная литургия“) и который до сих пор не участвует в русской церковной музыке. Писал и „латинские“ мессы , и „духовные хоры“ с английским текстом. Этому стилю композиции он посвятил очень много своего творчества - в общем число его „духовных и церковных“ композиций - 16…»

    - (Леонид Сабанеев, «Александр Тихонович Гречанинов - к 100-летию его рождения»)

    Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста » 1897 года и «Всенощное бдение » 1912 года), а также «Страстная седмица » и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «

    Краткая биография

    Александр Гречанинов родился в Калуге , в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии , написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару . Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения .

    «Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде „Над серебряной рекой, на златом песочке“ или „Под вечер осенью ненастной“ . У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, „дьячил“, как выражалась мать. По субботам всенощная , по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом . Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса…»

    - (Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

    В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию , где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано - у Николая Кашкина , по классу контрапункта - сначала у Лароша и Губерта , а затем - у Сергея Танеева , который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова , она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

    "Вообще он поздно начал заниматься музыкой; семнадцати лет он только впервые стал чувствовать к ней тяготение, и в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Он на меня производил впечатление человека очень застенчивого, робкого и в общем «не из того круга», из которого обычно формировалась консерваторская молодёжь. Но я уже тогда заметил, что скромностью он не болел и имел очень высокое мнение о своём даровании. Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий и оттого он ценил в себе то, что несмотря на препятствия всё-таки овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности».

    -

    Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества.

    «Искусство русского зарубежья… Навсегда горькая и больная тема. …Как долго в своём отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам как Рахманинов, Стравинский , Гречанинов, Метнер, Черепнины ?..»

    - (Виктор Екимовский, «Автомонография»)

    Музыкальный архив

    Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов , а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако, трудно утверждать, что этот список - полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью - гомофонный , лишённый сложной фактуры и контрапунктов . Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella . Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен , по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «На воротах сидел петух» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».

    "…В общем, надо признать, что широкую публику победило главным образом, если не исключительно, его «песенное творчество» - романсы , снискавшие ему несравненную популярность. В меньшей мере - его духовные сочинения, что объясняется не столько их качествами, сколько теми духовноцензурными условиями, в которых стоит православное церковно-музыкальное творчество. Что же касается его крупных произведений, симфоний и опер, то им повезло значительно менее, и они как-то не угодили ни музыкантам, ни широкой публике. И для тех и для других в этой области Гречанинов оказался просто старомодным, вчерашним днем искусства. Он был последний из русских композиторов, которому удалось собрать позднюю осеннюю жатву с уже угасающего ствола «великой эры русской музыки», эпохи Чайковского и «Могучей кучки ».

    - (Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич » (поставлена в Москве, в Большом театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина , 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю , поставлена в Париже , ). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет .

    Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также - к «Снегурочке» А. Н. Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского , оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия » для струнного оркестра, 4 квартета , ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.

    «В области церковной музыки он является даже новатором и, кроме того, склонным к идее „примирения христианских церквей“, своего рода „интегральному экуменизму “. Он писал с одинаковым увлечением и чисто православные духовные сочинения, причем в этом писании была большая смелость и даже новаторство, необычное в этой области, которая является одной из наиболее неподвижных в музыкальном искусстве. Он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа - инструмента, который он очень любил („Демественная литургия“) и который до сих пор не участвует в русской церковной музыке. Писал и „латинские“ мессы , и „духовные хоры“ с английским текстом. Этому стилю композиции он посвятил очень много своего творчества - в общем число его „духовных и церковных“ композиций - 16…»

    - (Леонид Сабанеев, «Александр Тихонович Гречанинов - к 100-летию его рождения»)

    Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста » 1897 года и «Всенощное бдение » 1902 года), а также «Страстная седмица » и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть ».

    Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов , а во время нью-йоркской жизни - также и протестантские хоры с текстами на английском языке.

    "Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно выступив на музыкальный путь. Ему вообще к лицу была долгая жизнь. Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии , ни в музыке - он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского , Белого , Скрябина , а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный. Обычно за Россией Достоевского забывают о том, что и другая Россия тоже была и возможно, что и до сих пор есть, и что неизвестно, какая из них более подлинная. Думаю, что количественно - всё-таки Россия Гречанинова.

    - (Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    Дата рождения: 25 октября 1864 года
    Дата смерти: 3 января 1956 года
    Место рождения: Калуга, Российская Империя

    Гречанинов Александр Тихонович – именитый русский композитор, создавший большинство своих произведений для хора. Также Александр Гречанинов известен как продолжатель дела «Могучей кучки».

    Александр появился на свет в октябре 1864 года в семье провинциального торговца.

    Все детство мальчика прошло в столице, куда семья перебралась вскоре после его рождения. Александр пошел в гимназию, отучился там до пятого класса, а потом бросил учебу.
    Музыкой он также не занимался, так как пианино впервые увидел только после тринадцатилетнего возраста. Несмотря на это, семья была очень музыкальна – мать предпочитала романсы, а отец – церковные песнопения. Сам Александр был участником церковного хора.

    Уже будучи довольно взрослым, 17-лентим молодым человеком, он начал обучение в консерватории. Там он начал сочинять музыку, и был замечен С. Танеевым, преподавателем, который и развил сочинительский талант будущего композитора.

    В тот период было создано около десяти романсов, часть из которых стали любимы и популярны вплоть до настоящего времени.

    После обучения в Москве молодой композитор решил продолжить специализироваться по классу композиции в Петербурге, где уровень преподавания был выше. Там он стал учеником Римского-Корсакова.

    Не найдя общего языка по ряду вопросов со своим знаменитым преподавателем, Александр в итоге возвратился в Москву. В столице он стал преподавать как в общественной музыкальной школе, так и в частной школе, где стал руководителем хора.

    Так как его преподавателем был Римский-Корсаков, то Александр принимал участие в некоторых проектах « Могучей кучки». Именно там он был замечен и оценен меценатом Беляевым.

    Этот лесопромышленник выпустил в своем зарубежном издательстве несколько произведений молодого композитора, а также получил премию беляевского общества камерной музыки.

    Тогда же Александр решил создать что-то более масштабное, чем романсы и начал писать оперу. Она была основана на русских народных былинах, и после окончания появилась на сцене одного из московских театрах. Ее появление не произвело фурора, а критики отозвались о ней как о несколько устаревшем произведении.

    Кроме того, он интересовался народной песней и собрал огромное количество народных песен из Белоруссии, Башкирии, Татарии и обработал их. Он трудился в музыкально-этнографической комиссии, стараясь сохранить народное наследие. Эта деятельность не мешала ему выступать на концертах, сначала он был аккомпаниатором.

    После начала революции Александр с энтузиазмом начал писать подобающие произведения, но нужно было зарабатывать деньги. Он руководил детским хором, гастролировал как пианист и дирижер. Для молодой Советской республики эта деятельность не была главной, и композитор стал задумываться об отъезде из страны.

    Он уехал сначала в Париж, а затем перебрался в Нью-Йорк. Конечно, имя его на родине тут же было забыто, тем более что одним из направлений его деятельности была духовная музыка.

    Именно в Америке он создал свои лучшие произведения на церковную тематику,и они принесли ему известность - его произведения исполнялись и в Европе, и в США.

    За границей композитор выпустил свои воспоминания и продолжал писать духовную музыку, правда, опираясь уже на католические и протестантские музыкальные традиции, умело сочетая их с православными.

    Скончался композитор в Нью-Йорке в 1956 году.

    Достижения Александра Гречанинова:

    Около шестидесяти музыкальных опусов, большинство из которых духовные или вокальные
    Стал популярен в России во многом благодаря романсам, которых написал более ста
    Создал десятки хоровых произведений

    Даты из биографии Александра Гречанинова:

    1864 г. появился на свет
    1881 г. начал учиться в Московской консерватории
    1890 г. поступил в Петербургскую консерваторию
    1893 г. закончил обучение композиции
    1898 г. начал создавать музыку к спектаклям МХАТа
    1903 г. поставил первую оперу на большой сцене.
    1910 г. предложил новый способ исполнения духовной музыки
    1922 г. гастроли в Лондоне
    1925 г. переезд в Париж
    1934 г. издал свои воспоминания
    1939 г. переезд в Нью-Йорк
    1943 г. возобновил связь с Россией
    1956 г. скончался

    Интересные факты Александра Гречанинова:

    Во время подросткового возраста лишился глаза, но никогда не комментировал этот случай
    Обучаясь в консерватории, был на девять лет старше своих одноклассников
    В Московской консерватории постоянно спорил с профессорами, чем вызывал их нелюбовь к себе
    Одна из опер была запрещена духовной цензурой за неверное толкование канонических библейских сюжетов
    В эмиграции писал духовную музыку, используя католические и протестантские музыкальные традиции
    Прожил долгую жизнь, умер в возрасте девяноста одного года

    Александр Гречанинов - р усский композитор, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной эстетики «Могучей кучки».

    Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло все детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.


    «Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как говорила мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе. Тогда дома появился ещё дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса...»
    Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет.

    Жалоба.



    Сергей Танеев, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова.
    В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора. И для продолжения обучения композиции переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога.
    В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства.
    «Вообще Гречанинов поздно начал заниматься музыкой; в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Музыка давалась ему нелегко, но путём огромных усилий он овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности»,- вспоминают близкие композитора.

    Добрыня Никитич.



    «Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В. В. Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто."
    В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году в Большом театре опера была встречена спокойно и не имела особого резонанса из-за своей слишком явной традиционности.
    Кроме занятия оперой, его также интересовала духовная музыка, он писал музыку для детей, - область, тогда ещё совсем не освоенная и в которой почти ничего не было сделано.
    Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику.

    Rassion Week op.58-07of Thy mystical Sapper.



    С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» поставленная в 1912 году в частной опере. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии.

    Фортепианное трио №1 in C minor.



    Очарование стиля Гречанинова в простоте музыкального чувства, в ещё не высказанных в музыке простых и искренних эмоциях, которые не успели воплотить его предшественники - Чайковский, Римский-Корсаков. Среди московских музыкантов начала ХХ века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера.
    Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:
    «Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим энтузиазмом. Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья... Я бросаюсь домой, и через полчаса музыка для гимна уже была готова, но слова? Первые две строки: «Да здравствует Россия, Свободная страна»... я взял из Сологуба, дальнейшее мне не нравилось. Как быть? Звоню Бальмонту. Он ко мне моментально приходит, и через несколько минут готов текст гимна. Еду на Кузнецкий мост в издательство А. Гутхейль».
    Не теряя времени, он тотчас же отправляется в нотопечатню, и к середине следующего дня окно магазина А. Гутхейль уже украшено новым «Гимном Свободной России». Весь доход от продажи идёт в пользу освобождённых «политических заключённых». Короткое время все театры были закрыты, а когда они открылись, на первом же спектакле по возобновлении работы в Большом театре гимн под управлением Э. Купера был исполнен хором и оркестром наряду с Марсельезой. Легко воспринимаемая мелодия, прекрасный текст сделали гимн популярным, и не только в России, но и за границей. В Америке Курт Шиндлер перевёл текст на английский язык, и он быстро получил такую же, если не большую, как в России, популярность. Держалась она долго и после того, как в России никакой уже свободы не было...
    После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось все тяжелее и тяжелее жить в беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республике: «Россия - моя мать. Она теперь тяжко больна... »
    В итоге, как и многие другие композиторы, в числе которых был Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Метнер, Гречанинов эмигрировал заграницу.
    В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй выехал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк.
    Подобно творчеству многих других композиторов, эмигрировавших из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его произведений.

    Симфония №3



    Искусство русского зарубежья... Навсегда горькая и больная тема... Как долго в своём отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам, как Рахманинов, Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнин?»
    В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет - в Нью-Йорке.
    Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.
    Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений неизданных. Однако трудно утверждать, что этот список - полный.
    В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров а capella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным.
    Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» «Сестра Беатриса» и «Женитьба» по Гоголю. Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.
    Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон», «Теремок», музыку к драматическим спектаклям. За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний «Элегию» памяти Чайковского, несколько других оркестровых сочинений.

    Гречанинов Александр Тихонович - выдающийся композитор. Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию. По фортепиано занимался у Н.Д. Кашкина и окончил педагогические курсы по классу В.И. Сафонова (1890); по контрапункту учился недолго у Г.А. Лароша, затем у Н.А. Губерта. В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции Н.А. Римского-Корсакова, представив экзаменационную кантату "Самсон". Гречанинов занимался еще у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. Беляева), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки. По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского. Большое влияние оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах. То и другое влияние явственно выступает в опере-былине "Добрыня Никитич" (1895 - 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на более самостоятельный путь, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое влияние - модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, однако, собственная индивидуальность Гречанинова. По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всегда определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический. К контрапунктическим сложностям автор почти не прибегает. Наиболее ярко его талант проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает часто тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его "детских песен", близких к народным: "Ай дуду" (6 песен, 1903), "Петушок" (сборник русских народных песен, 20 ¦, 1906), "Снежинки" (10 песен, 1907). Новое слово сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, например, "Волной морской" переложение (8-голосное) и оригинальное "Верую", где он применил древний прием исполнения символа веры в монастырях - речитативное чтение одного канонарха, которому вторит хор - получили широкую известность. Ему принадлежат: 2 полных (13 ¦) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), "Всенощное бдение" (10 ¦), "Страстная Седмица" (13 ¦) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова высказал в статье: "О духе церковных песнопений" ("Московские Ведомости"). Его обеим симфониям (¦ 1 - h-moll, 1894, и ¦ 2 Pastorale-a-moll, 1902 - 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей. Гречанинов написал 59 opus"ов, 8 сочинений без означения opus"ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: "Элегия" (памяти Чайковского) для оркестра (рукопись, 1897), 2 смычковых квартета (¦ 1 - G-dur и ¦ 2 - B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), "Сестра Беатриса" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович" (напечатана только "Песнь гусляра") и к его же трагедии "Смерть Иоанна Грозного", музыка к "Снегурочке" Островского, "Елочкин Сон" - рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, "Памяти павших за свободу", "Траурный гимн" для хора, "Матушка Русь" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата "Памяти 19 февраля 1861 г." для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета ("Мертвые Листья"), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Гр. Тимофеев.

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Александр Тихонович , русский композитор. Родился в купеческой семье. Учился в Московской (1881-90, у В. …
    • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
      (1864-1956) российский композитор. Музыка для детей, в т. ч. оперы. С 1925 жил за границей. Романсы, хоры, опера "Добрыня Никитич" …
    • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
      композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к "Снегурочке" …
    • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
    • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
      (1864 - 1956), российский композитор. С 1925 жил за рубежом. Наиболее известна музыка для детей (фортепьяно, вокала, оперы), удачно сочетающая …
    • в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к …
    • ГРЕЧАНИНОВ, АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ в Словаре Кольера:
      (1864-1956), русский композитор, живший после 1925 во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. …
    • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
      Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
    • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
      (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
    • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
      1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
    • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
      1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
    • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
      (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
    • АЛЕКСАНДР
      Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
    • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
      Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
    • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
      Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
    • ТИХОНОВИЧ в 1000 биографий знаменитых людей:
      (1855 - 1884) - прапорщик, член военной организации "Народной Воли". 17 августа 1882 года, будучи начальником караула Киевского тюремного замка, …
    • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
      VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
    • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
    • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
    • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
      I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
    • ГРЕЧАНИНОВ
      ГРЕЧАН́ИНОВ Ал-др Тих. (1864-1956), рос. композитор. С 1925 жил за границей, с 1939 в Нью-Йорке. В наследии ок. 1000 произведений, …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
    • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
    • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.
    • ГРЕЧАНИНОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      Александр Тихонович (1864-1956) , российский композитор. Музыка для детей, в т. ч. оперы. С 1925 жил за границей. Романсы, хоры, …
    • ЯБЛОЧКОВ МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ
      Яблочков (Михаил Тихонович) - писатель. Родился в 1848 г.; окончил курс в Московском университете на юридическом факультете. Был директором народных …
    • ЩЕГЛОВ НИКОЛАЙ ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Щеглов (Николай Тихонович, 1800 - 1870) - автор учебников по арифметике, физике и др.; воспитывался в тульской семинарии, потом в …
    • ТРАХАНИОТОВ ПЕТР ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Траханиотов (Петр Тихонович) - окольничий XVII ст. В начале царствования Алексея Михайловича состоял начальником пушкарского приказа и был, по-видимому, одним …
    • СТЕПАНОВ ПАВЕЛ ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Степанов (Павел Тихонович) - зоолог, сын Тихона Федоровича Степанова (см. ниже), родился в 1839 г., обучался в Харьковском университете по …
    • ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Посошков (Иван Тихонович) - известный русский экономист, один из тех самоучек-начетников Московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, …
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: